Блог
17 июня 2016
Philips: рискуйте расчетливо

Philips: рискуйте расчетливо

 Бренд Philips уже шесть лет подряд устойчиво входит в топовую десятку исследования «Любимые бренды россиян». Зайдите в любой магазин бытовой техники, что-нибудь «филипсовское» там обязательно есть: утюги и лампочки, пылесосы и электробритвы, всего не перечислить. Но хорошая дистрибуция – это еще не все. Мало ли сколько хороших и разных товаров пылится на магазинных витринах. Любовь достигается иначе. А как?
Обратимся к истории. Часто, чтобы не сказать всегда, именно там можно найти секреты успеха. Принципы, заложенные отцом-основателем (или отцами) еще в момент создания компании, обычно работают очень долго. Что же это за принципы?
Посмотрите (ниже) на фотографию «отцов-основателей» - братьев Филипс: Жерара и Антона. Что можно сказать об этих людях?

Слева – мужчина серьезный и основательный, положительный во всех отношениях. Он явно старше. Справа – хулиганистого вида молодой человек. Таких любят женщины и не любят законы (и то, и другое взаимно). Забегая вперед: через 100 с небольшим лет, в 1999 году оба брата – и Жерар, и Антон – посмертно получат в Нидерландах звание «Лучшие предприниматели XX столетия». Но это будет еще нескоро, а пока 25-летний Жерар (он на фото слева) получает в Делфте в 1883 году диплом инженера-механика.

Делфт – небольшой городок между Роттердамом и Гаагой, в котором и сегодня меньше 100 тыс. жителей, а больше века назад, надо полагать, было в несколько раз меньше. Провинция? Не скажите. Когда-то он был столицей Нидерландов, а сегодня – это один из основных центров разработки высоких технологий в этой стране. Еще во время учебы Жерара Филипса увлекает модная в то время тема электрического освещения. Он изучает лекции о лампах накаливания своего ровесника, британца Джеймса Суиборна (James Swinburne), человека яркого и многостороннего, позже совершившего, буквально, революцию в производстве пластмасс. Возможно, это стало причиной переезда Жерара на Остров и, спустя три года, он начинает работать в Университете Глазго (Шотландия) в группе известного физика сэра Уильяма Томсона.

Интереснейшее время! Техническая революция изменяла мир, буквально, на глазах, и Британия была, можно сказать, эпицентром этих изменений. Так что, Жерар оказался в нужное время и в нужном месте. Впрочем, уже появлялись и другие места. В Соединенных Штатах Америки, быстро оправлявшихся после разрушительной Гражданской войны (закончилась в 1865 году), уже начал работать Томас Эдисон. В 1879 году в присутствии трех тысяч человек он публично демонстрировал электрические лампочки собственной разработки, осветив ими свой дом, лабораторию и несколько прилегающих улиц. Лампочки горели и горели долго, но были дороги в производстве. И изобретатели обоих континентов с энтузиазмом трудились над решением задачи, сулившей огромные прибыли: размер рынка освещения трудно было переоценить.

Сегодня история возникновения электрической лампочки описана множество раз. Но в длинном ряду создателей ее многочисленных версий нет имени Жерара Филипса. Потому что, начав с попытки изобретения конструкции лампочки, он сделал больше: создал бизнес-модель компании-производителя.

Началось же все, как сказали бы сегодня, с технологического стартапа. Поработав немного в AEG, одной крупнейших немецких компаний того времени, получив опыт и наработав связи, Жерар Филипс вместе с одним из своих друзей - Яном Якобом Риисом начал разработку собственной конструкции лампочки. Кстати, опыты проходили в доме Рииса. Вскоре друзьям удалось создать опытную модель, которая горела несколько секунд. Еще несколько месяцев труда – и прототип был готов. Можно было открывать бизнес. Его и открыли в 1891 году, а стартовый капитал дал отец Жерара – Фредерик Филипс, войдя тем самым в историю, как один из создателей всемирно известной компании. На фото ниже можно видеть в каких условиях молодая компания выпускала свои первые лампочки. Там сейчас музей, кстати.

Однако известность придет позже В первые годы в маленькой компании работало всего 10 человек, и ее будущее казалось весьма туманным. Мощные немецкие конкуренты демпинговали, Филипсы выпускали свои лампочки малыми партиями, которые Жерар пристраивал по знакомым, благо связи были. Первые три года компания была убыточной. И это был тупик: маленькой производство – высокая себестоимость. А цену назначает рынок. Ян Якоб Риис, тот самый, в чьем доме происходили первые опыты, вышел из дела – слишком уж велики были риски (вам это ничего не напоминает?). А вот Жерар решил рискнуть и ради снижения себестоимости расширить производство. Он увеличивает капитал до Philips & Co. до 15 тысяч гульденов строит новое большое здание.

Второе важное решение, принятое в те же годы, было привлечь в дело второго брата – Антона. Молодому человеку шел в то время 22-й год, и он был, как сейчас говорят, «в поиске себя». В школе Антон был отъявленным прогульщиком, позже за год-два сделал неплохую карьеру брокера. Главное же, у младшего Филипса была коммерческая хватка. Он как будто соревновался со старшим братом: один производил, второй продавал – кто больше. В итоге, в 1898 году, когда закончилась модернизация производства, компания преодолела планку 1 миллион лампочек в год и вышла на международный рынок. В 1898 году Филипсы поставили в Россию 50 тысяч электрических ламп с угольной нитью для освещения Зимнего дворца.

Решение работать на новом, быстро расширяющемся рынке и стало первым «китом», на котором построила свой успех компания Philips. Первым, но не единственным. О других – в следующий раз.



« Назад

Версия для печати