Блог
09 декабря 2016
Искренне наш

Искренне наш

Существуют бренды, которые присутствуют в жизни людей на протяжении многих десятилетий. Один из таких – Аэрофлот. Поэтому нет ничего удивительно в том, что он стабильно занимает первую строчку рейтинга «Любимые бренды россиян» в категории «Авиакомпании». Не стал исключением и 2016 год, причем отрыв Аэрофлота от занимающей вторую строчку компании S7 Airlines составил 38 пп.

Первые гражданские перелеты в СССР были открыты сразу же после окончания гражданской войны. В 1922 году начаты полеты по международной линии Москва-Кенигсберг-Берлин, а в 1923 – по внутренней Москва-Нижний Новгород. Тогда же и было создано «Российское общество добровольного воздушного флота «Добролет», позже, в 1932 году ставшее «Аэрофлотом».
С тех пор вот уже более 80 лет именно это слово устойчиво ассоциируется у советских людей с понятием «гражданская авиация» - ведь никаких других авиаперевозчиков в стране очень долго просто не было. Так что путешествующие конца в конец огромной страны волей-неволей должны были пользоваться услугами государственной компании. То же самое происходило и с теми немногими счастливчиками, которым удавалось получить разрешение на поездку за границу.
Если же надобности или возможности лететь у человека не было, то единственный авиабренд все равно присутствовал в его жизни. Например – в кино. Так, более семидесяти миллионов зрителей в 1980 году следили в кинотеатрах за кульбитами героя Леонида Филатова в фильме «Экипаж» на аэрофлотовском  Ту-154Б.
Четыремя годами ранее на именно самолете госперевозчика (а каком же еще?) летел из Москвы в Ленинград незадачливый Женя Лукашин из знаменитой «Иронии судьбы». А за один год до выхода на экраны «Экипажа» аэрофлотовскую форму примерил на себя импозантный Вахтанг Кикабидзе, сыгравший летчика в «Мимино». «Аэрофлот» так или иначе присутствует в таких фильмах как «Невероятные приключения итальянцев в России», «Размах крыльев» и многих других. Сегодня это назвали бы приемом product placement, но тогда об этом просто никто не думал.  
В 90-х годах прошлого века после частичной приватизации «Аэрофлот» стал частной компанией, но государство осталось его мажоритарным владельцем с 51% акций.
В 2000 году начался ребрендинг компании под руководством консультантов из британской компании Identica . В результате через три года на суд зрителей был предствавлен новый вариант раскраски самолетов и униформы для экипажа.
Крылатый серп и молот, остававшийся неотъемлемым символом авиакомпании с момента её основания, британские консультанты тоже хотели убрать на основании того, что клиентам из западных стран «не уютно» пользоваться авиакомпанией с советской символикой. Впрочем, в итоге оставили – ведь именно эта деталь делает бренд узнаваемым.
В 2013 году «Аэрофлот»  стал официальным перевозчиком футбольного клуба «Манчестер Юнайтед». О реакции футболистов на советскую символику ничего не известно, но в целом, британцы удовлетворены.
В качестве доказательства ИТАР-ТАСС приводит официальное заявление футбольного клуба: «Мы довольны нашим сотрудничеством. Среди партнеров "Манчестер Юнайтед" 14 всемирно известных компаний, и "Аэрофлот" – одна из них. Мы провели маркетинговое исследование, и его результаты говорят о том, что если бы мы вкладывали деньги на прямую рекламу, направленную на соответствующую аудиторию, то потратили бы намного больше».
Интересно, что в том же году название Добролет снова появилось в истории Аэрофлота. Тогда Аэрофлот зарегистрировал дочернюю бюджетную авиакомпанию «Добролет». Однако жизнь первого отечественного лоукостера не сложилась. Меньше чем, через год против «Добролета» были введены санкции Европейского Союза за полёты в Симферополь, после чего авиакомпания была вынуждена прекратить выполнение всех своих рейсов. Спустя еще год компания прекратила свое существование.
Кстати, такую устойчивую любовь россиян к Аэрофлоту можно также объяснить малым количеством лоукостеров на рынке авиаперевозок. В советское время других перевозчиков не существовало в принципе, в наши дни Аэрофлот выступает своего рода гарантом качества при, в общем схожей ценовой политике, если сравнивать с другими компаниями. Если в Европе достаточно реально улететь куда-либо за символические десять евро, то в России такой возможности пока нет. И, соответственно, у россиян нет пока шансов полюбить другой бренд, который бы выступил в роли доброго волшебника, раздающего билеты почти даром.


« Назад

Версия для печати