Блог
26 декабря 2016
Не советское – значит отличное

Не советское – значит отличное

 Среди первой десятки любимых россиянами брендов одежды можно выделить две группы. В одной – «новички», вроде H&M или Mango, которые недавно (или совсем недавно) появились в нашей стране и уже успели завоевать сердца потребителей. В другой – бренды «с историей», причем, не «вообще», а историей взаимоотношений именно с нашими соотечественниками. Таких брендов в TOP-10 несколько. Самые яркие из них – Adidas и Levi’s, причем, как представляется особенно во втором случае, именно прежние, еще с советских времен тянущиеся отношения, можно считать основой нынешнего успеха.

Впервые Adidas появился в СССР «в образе кроссовок» еще в 70-х годах прошлого века. После Монреальской Олимпиады 1976 года, когда обутые «в Adidas» спортсмены разных стран завоевали в общей сложности 75 золотых, 86 серебряных и 88 бронзовых медалей, советское правительство приняло присоединиться к числу почитателей немецкой марки. Поставки начались в 1977 году и продолжались до 1988 года, когда закончилось действие договора. Помимо спортсменов, простому народу тоже перепало немного «западного стиля». Впервые советский «Адидас» начали выпускать (цитируем «Намедни» Леонида Парфенова») на Московском экспериментальном комбинате спортивных изделий «Спорт» в 1979 году. Затем линии запустили в Тбилиси, Ереване и Киеве.

Первой и единственной моделью «Адидас», выпускаемой в СССР в те годы, стали темно-синие кроссовки с тремя белыми полосками и желтоватой каучуковой подошвой. Несмотря на то что на Западе эта модель быстро устарела, в СССР она не имела «срока годности» и стала эталонной для многих поколений. Их надевали и на «дискотэку», и на работу,и даже в театр. А не носить было нельзя – «крутые парни» не признают за своего. Ко всему прочему, это была и возможность показать свою «оппозиционность», как мы сказали бы сегодня и «несоветскость», как говорили тогда. Именно тогда появилась известная фраза: «Сегодня носит Адидас, а завтра родину продаст». Были, кстати, и другие, менее приличные. В середине восьмидесятых участники популярной тогда телепередачи «Весёлые ребята» исполнили посвященную бренду пародию на песню «Учкудук — три колодца» ВИА «Ялла»: «Адидас» — три полоски, и в пустыне прекрасная обувь для носки. Но достанет не каждый из вас «Адидас». Причем сами участники в клипе были обуты не только в кроссовки, но и в валенки, сапоги и даже домашние тапочки с приклеенными белыми полосками.
В девяностые продукцию бренда охотно носили т.н. гопники, а трехполосные треники даже затмили по популярности джинсы, о которых пойдет речь далее. Тогда же появились магазины с фирменной продукцией, впрочем, простой народ предпочитал «отовариваться» поддельными адидасами (или абибасами) на рынках. При всей своей криминальности подделки повышали знание марки, те. работали на будущее.  
Естественно, популярный бренд появился и на экранах, например, в ситуациях, когда надо было продемонстрировать «западный стиль жизни». Так, знаменитый попугай Кеша, подружившись с «мажором», был обут именно в Адидас. Кстати, другой персонаж «Блудного попугая», толстый кот, был одет в джинсы. И это не случайно: эта одежда стала культовой сразу после своего появления. А пионерами стали Levi’s и Rifle.  
Популярность Levi’s в советское время вполне сопоставима с адидасоманией. Эти джинсы, как пишет Википедия, впервые попали в СССР в 1957 году, во время Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Тогда о существовании диковинных штанов узнали жители Москвы и Ленинграда. В 1961 году прошел знаменательный судебный процесс . Фарцовщики Ян Рокотов и Владислав Файбишенко получили высшую меру наказания за валютные операции, причем, торговля джинсами фигурировала как один из пунктов обвинения. Рассказывают, что после вынесения приговора в последнем слове Ян Рокотов сказал: «Прошу суд обратить внимание, что джинсы бывают только марки „Левис“, все остальное — просто штаны». И действительно, джинсы именно этого бренда пользовались у народа особой популярностью. Счастливчики привозили их из-за границы, а простые смертные либо покупали их у перекупщиков (расстреливать в семидесятые за такие преступления уже перестали), либо в коммисионках. Эти магазины по сути - сэконд-хэнды советского периода, правда с другими ценами. За пару подержанных «Левисов» можно было заплатить треть, а то и половину средней месячной зарплаты. За новые фирменные джинсы у фарцовщиков можно было отдать и целую (если не больше). А «неудачникам» оставалось носить Rifle, что было тоже круто, хотя и не так, или индийские джинсы Milton, которые, впрочем, тоже не так просто было достать. Чуть позже появилась и отечественную продукцию, но качество ее было совершенно не то.  
Прошло совсем немного времени и все изменилось. В девяностые годы фарцевать (простите – торговать) джинсами стало не просто можно – нужно! Страну наводнили тонны поддельных Левисов, а также «настоящие» - «Мальвины» (Mavin), которые были по сути дешевой альтернативой как настоящим брендовым маркам, так и подделкам.
А вот Riffle, бывший культовый бренд второго ряда из Италии не сумел выжить в новых условиях. В советское время эта фирма стала счастливой обладательницей права осваивать огромный и ненасыщенный советский рынок. В свободной продаже эти джинсы конечно же не залеживались, однако, стоили не всю зарплату, как знаменитые Левисы – поменьше. В постперестроечное время фирма вполне могла бы закрепить успех, однако этого не случилось.
В середине нулевых знаменитый магазин фирмы на «Кузнецком мосту» был закрыт. Бренд Riffle по-прежнему существует, но, что называется, для своих. На их сайте нет даже англоязычной версии. Если захотите понастальгировать и что-то купить – придется изучать итальянский. 


« Назад

Версия для печати