Блог
06 февраля 2017
«Остальгия» по-русски

«Остальгия» по-русски

В исследовании «Любимые бренды россиян», которое проводит компания OMI, существуют категории, в которых большинство товаров представляют отечественные бренды. Одна из них это – «Консервированные овощи и фрукты». Впрочем, позиции немногочисленных «варягов» достаточно сильны. Так, с самого начала измерений (2009 год) твердое лидерство держит Bonduelle (Франция), а на третьем и четвертом местах расположились Globus (Венгрия) и Heinz (США). В этом ряду венгерский Globus занимает уникальную позицию, ведь, в отличие от брендов из дальнего зарубежья, он присутствует в жизни наших сограждан уже более полувека. За это время Globus, да и другие бренды из бывших соцстран стали у нас, практически, родными. Они, как говорится, «вписались». Впрочем, сделать это было нетрудно.

В советское время, как многие еще помнят, с продуктами было непросто. Часто из магазинов пропадали даже самые повседневные товары. Например, вдруг невозможно было купить творог. Потом ситуация «образовывалась», и наступал черед какого-то другого товара, например, сыра. И так, практически, по кругу. Многие товары «в реале» были, а в магазинах – нет. Скажем, зимой в России все мужчины носили меховые шапки. Но даже самую простую и дешевую кроличью в магазине найти было невозможно, разве что случайно или «по блату». Система распределения материальных благ была устроена куда сложнее, чем теперь. Например, такие продуктовые товары как гречка, сайра, глазированные сырки и многое другое поступали не в розничную торговлю, а распределялись через систему «заказов», которые выделялись предприятиям по квотам. Качество заказа зависело от статуса предприятия и должности работника. Другими словами, «право купить» распределялось внеэкономическим образом. Ну, а с точки зрения экономики в этой системе для поставщиков было немало бонусов, поскольку одновременно с чем-то нужным и дефицитным, той же гречкой, человек должен быть купить… коровье вымя.
Как водится, в любой системе имелись исключения. Так, для товаров из социалистических (на тот момент) стран были созданы специальные фирменные магазины. В условиях, когда престижной была покупка любого «импорта», бренды из восточноевропейских стран чувствовали себя у нас как «в потребительском раю». 
Фирменных магазинов было не так уж мало. Скажем, товарами из Югославии торговали в магазине «Ядран», вещи из Румынии можно было найти в «Бухаресте», а польские и восточногерманские продукты, одежду и бытовую технику можно было найти в «Власте» и «Лейпциге». Для «съедобных» и «несъедобных» магазины были разные. Например, замороженные овощи и фрукты польской компании Hortex продавались в фирменном магазине на метро Академическая. Румынские вина и консервы можно было найти в «Букуре» рядом с метро «Новокузнецкая». 
Эти названия звучали как музыка. Вот, например, фраза из рассказа Виктории Токаревой («Знамя», 1978 г.): «Тамарин голос звучал так громко, как будто она стояла здесь же и кричала мне в ухо. Она кричала, чтобы я повез ее завтра по всем фирменным магазинам: «Ванда», «Власта», «Лейпциг» и «Ядран».
Венгрия также была представлена в Москве магазином «Балатон». Он располагался у тогдашнего кинотеатра «Литва» на Ломоносовском проспекте.
Отстояв длинную очередь, можно было разжиться венгерскими винами, сервелатом, сырами и , конечно же, хорошо известными уже тогда консервами Globus. Это были конфетюры, лечо, зеленый горошек и  многое другое. Венгерский горошек был намного вкуснее отечественного – и настолько же популярнее.
В наши дни многие бренды из бывших социалистических стран, по-прежнему, популярны в России, о чем можно судить хотя бы по результатам исследования «Любимые бренды россиян». Так, Hortex (Польша) стоит на третьей позиции в категории «Замороженные полуфабрикаты», а болгарские консервы от фирмы Булгарконсерв, правда под брендом «Семь морей», и вовсе заняли первое место в категории «Рыбные и мясные консервы».
Globus же с 2010 года не опускался ниже третьего места, а в 2015 занимал вторую позицию. Кстати, ГК Bonduelle владеет правами на товарную марку Globus в России, но название бренда сохраняет, память потребителей - это ценный актив.
Вообще, надо сказать, что страна происхождения бренда важнее, чем место реального производства продукции, реализуемой под этой маркой. Трепетное же отношение россиян к брендам восточноевропейских стран оказывается присуще не только нашим согражданам.  Скажем, в Германии известно такое явление как «остальгия» (Ostalgie), обозначающее буквально «ностальгию по востоку». Оказывается, на территории бывшей ГДР по-прежнему весьма популярны восточногерманские бренды, правда, там их можно купить лишь в интернете. Как показывает исследование, в России бренды из бывших соцстран чувствуют себя куда лучше.
Что же касается тех самых фирменных магазинов, о которых и сегодня вспоминают с придыханием, то выжить удалось лишь немногим, а даже те, кто остался мало чем отличаются от обычных торговых центров. Попробуйте набрать в Яндексе «Балатон магазин москва», в выдаче появится лишь некий одноименный магазин бытовой техники. Бывший кинотеатр «Литва», возле которого располагалась знаменитая торговая точка, и вовсе превратился в паломнический центр.
Как показала история, такая невесомая сущность, как продуктовый бренд, оказалась куда более живучей, чем реальные торговые точки.  


« Назад

Версия для печати