Блог
21 апреля 2017
Fanta: такой разный вкус

Fanta: такой разный вкус

 Среди появившихся в жизни россиян западных брендов, Fanta занимает особое место. Помимо того, что на протяжении всех лет она неизменно входит в пятерку самых любимых в категории «Сладкие газированные напитки», Fanta имеет отличную от других брендов историю. Дело в том, что эта знаменитая марка появилась благодаря санкциям, став в свое время удачным примером импортозамещения.

История создания бренда Fanta тесно связана скомпанией Coca-Cola, которая уже до Второй мировой войны активно продвигала свой продукт на немецком рынке. «Завоевание» Германии началось в 1929 году, когда был открыт завод в городе Эссен. В первый же год было разлито и продано 5840 ящиков Coca-Cola. Спустя десять лет количество заводов достигло пятидесяти, а оборот составил 4,5 миллиона ящиков. Напиток активно рекламировался, а в 1936 году стал одним из спонсоров Берлинской олимпиады. На одном из плакатов можно увидеть надпись: «Один Народ, один Рейх, один Напиток». В центре плаката, разумеется, была свастика.
На фото: плакат Coca-Cola на Олимпиаде

Вот еще несколько примеров рекламы Coca-Cola времен Берлинской олимпиады
Coca-Cola в Германии изготавливалась и разливалась на местных заводах, однако, главный ингридиент, специальный сироп, доставлялся из США. Это сыграло с производителями злую шутку. В 1939 году началась война, и спустя год антигитлеровской коалицией на Германию было наложено эмбарго. Поставка сиропа прекратилась, и немецкие заводы по производству Coca-Cola встали. Что делать?
Макс Кайт, который отвечал за работу подразделения Кока-Колы в Германии в годы Второй Мировой войны, принял решение создать новый продукт на основе ингредиентов, которые были доступны в Германии в это время. Основными компонентами нового напитка стал яблочный жмых (отходы производства сидра) и молочная сыворотка (побочный продукт сыроваренного производства). «Напиток из отходов» был назван Fanta. Это название базируется на немецких словах fantastisch (фантастический) и Fantasie (фантазия). Последнее слово немного ближе к истине – ведь именно человеческая фантазия помогла спасти бизнес от разорения. В военной Германии, как и на завоеванных территориях новый продукт шел «на ура».
 
На фото: реклама Fanta военного времени
Fanta полностью заменила собой продукцию Coca-Cola в период 1942-1949 годов. В дальнейшем привычная кола вернулась в жизнь немцев, однако, новый бренд, что называется, прижился. Там, где можно было купить Coca-Cola, всегда можно было купить и Fanta. Полностью права на новый бренд американская компания выкупила в 1960 году.
 
На фото: реклама Fanta шестидесятых годов в США
 
На фото: немецкая реклама восмидесятых годов
 
На фото: немецкая реклама шестидесятых годов
Кстати, тот напиток был совершенно не похож по вкусу на ту Фанту, которую мы знаем. Апельсиновая Fanta была изобретена в  Неаполе на итальянском заводе Coca-Cola. Это был очередной новый продукт и никто не знал, что он станет таким популярным. Апельсиновый напиток попал на немецкий рынок в 1959 году под названием „Fanta klar“ (чистая Фанта), а через пять лет рецептура немного изменилась и в результате возник апельсиновый напиток, который мы все хорошо знаем. Новая Фанта также пришлась всем по душе. К тому же, в пятидесятые годы у апельсинового напитка появилась своя стильная бутылка с горизонтальными кольцами, которую разработал дизайнер Раймон Леви (Raymond Loewy).
 
На фото: классическая бутылка Фанты семидесятых годов
Вкус Фанты изменился кардинально, но стиль продвижения остался прежним. Везде, где продавалась Coca-Cola, можно было приобрести и Fanta. Два бренда как бы работали друг на друга.
Интересно, что в СССР апельсиновый напиток попал гораздо раньше Coca-Cola, хотя и позже Pepsi. Это случилось незадолго до Московской олимпиады в 1979 году. Руководству Coca-Cola удалось договориться с советским правительством о поставках Фанты на Олимпиаду до объявления бойкота СССР западными странами. 
Бойкот  бойкотом, но вполне капиталистические  Fanta и Coca-Cola стали официальными напитками Московской Олимпиады 1980 года. Что оказалось невозможно для спорта – сделал бизнес. Специальные палатки (их потом подарили советскому правительству) привезли из ФРГ, в них гостям главного спортивного события наливали вожделенный «западный» напиток в одноразовые стаканчики. И то, и другое оказалось для советских людей в новинку.
 
На фото: этикетка «советской» Фанты
В дальнейшем, Фанта (как и Пепси) успешно выпускалась на советских заводах, а первые бутылки правообладателя бренда Coca-Cola появились в СССР уже в перестройку, в 1988 году.
Fanta в наши дни – это знаменитый бренд, олицитворяющий историю успеха, однако, отношение к нему в мире неоднозначное. Он был создан в нацистской Германии и возможно поэтому компанией Coca-Cola в шестидесятые годы было принято решение о кардинальной смене рецептуры. Кстати, недавно (в последние десять лет) в связи с брендом возникло два скандала. Так, к семидесятипятилетию бренда компанией был создан ролик, в котором присутствует фраза «ощущение старых добрых времен возваращается». Реклама предсказуемо вызвала протест у многих , однако, представители Coca-Cola заявили, что что имели ввиду не сороковые годы, а шестидесятые, когда появился новый апельсиновый вкус. Впрочем, из рекламы фразу от греха подальше убрали. Другим неоднозначным поступком стал выпуск «той самой» яблочной Фанты в 2015 году.
На видео: реклама к семидесятилетию бренда
 
И все же, хотелось бы закончить текст на позитивной ноте. Посмотрите этот анимационный психоделический рекламный ролик Fanta шестидесятых годов. Что и говорить, ребрендинг удался на славу.
 
 



« Назад

Версия для печати