Блог
05 июня 2017
Шоколадные батончики – как стиральные порошки

Шоколадные батончики – как стиральные порошки

Категория «Шоколадные батончики» и необычна, и заурядна. Необычность в том, что десять брендов, составляющих TOP-10, принадлежат только четырем компаниям. А заурядность в том, что шоколадные батончики – это не исключение. Скажем, в таких категориях, как «Соки», Сладкие газированные напитки», «Сигареты», «Пиво» число компанией, владеющих хотя бы одним брендом из TOP-10, существенно меньше десяти. А категория «Бытовая химия» оказалась прямо-таки двойником «Батончиков» - там число владельцев топовых брендов тоже равно четырем.
 
Принадлежность брендов из рейтинга TOP-10 категории «Шоколадные батончики»
Место в рейтинге
Название бренда
Компания-владелец
1
Snickers
Mars
2
Mars
Mars
3
Twix
Mars
4
Bounty
Mars
5
KitKat
Nestle
6
Nuts
Nestle
7
Picnic
Mondelēz International
8
Бабаевский
Бабаевский
9
Milky Way
Mars
10
Nestle
Nestle
Источник: Online Market Intelligence (OMI), проект «Любимые бренды россиян», 2016
 
Здесь порядковый номер каждого бренда определяется частотой его упоминания в качестве любимого. Последняя измеряется отношением упоминаний данного бренда к общему числу респондентов, отметивших в своей анкете хотя бы один бренд. Заметим, что последнее может варьировать год от года, несмотря на то, что согласно методике, общее число респондентов в каждой волне проекта одинаково - 1500 человек. Все дело в том, что в связи с теми или иными внешними обстоятельствами, например, снижением доходов, люди могут менять критерии выбора и руководствоваться не ценностями брендов, а их ценой. Или наоборот.
Возвращаясь к таблице, мы видим, что компания Mars опережает конкурентов «на всех фронтах». Ровно половина брендов, входящих в TOP-10, принадлежит этому концерну. И это еще не все: четыре лидирующих бренда также принадлежит Mars, причем такое положение дел не меняется с 2013 года, т.е. с момента включения в проект «шоколадных батончиков». Кстати, похожая ситуация и в категории «Бытовая химия», где занимающие первые три места стабильно занимают бренды, принадлежащие одной компании - Procter & Gamble.
А вот как выглядит расстановка брендов в динамике последних лет.  

TOP-10 брендов в категории «Шоколадные батончики», 2014 – 2016 гг. 

Источник: Online Market Intelligence (OMI), проект «Любимые бренды россиян»
Примечание. Количественные показатели, приведенные на рисунке, отражают отношение в процентах упоминаний данного бренда ко всем упоминаниям брендов, входящих в TOP-10.
 
Как легко видеть, в категории «Шоколадные батончики» можно с некоторой долей условности выделить три группы. В первую входят четыре лидирующих бренда, включая Bounty, вторую составляет идущий на пятом месте KitKat, а третью – все остальные.  
В 2016 году в категории не произошло заметных перестановок, выражаясь языком спортивных комментаторов, ни в личном, ни командном зачете. Однако, отсутствие видимости изменений не означает отсутствия самих изменений. Так, в 2016 году разрыв между занимающей первые четыре места «командой Mars» и двумя брендами от Nestle - KitKat и Nuts – заметно сократился, причем это произошло впервые с 2013 года. Основная причина – снижение доли Bounty, сохранившего, впрочем, свои позиции в рейтинге. Таким образом, идущий на пятом месте бренд KitKat с примерно тем же число упоминаний формально остался на пятой строчке, но де-факто приблизился к лидерам.  
Еще одно изменение в категории – это последовательное снижение в последние годы общего числа упоминаний брендов в качестве любимых, что наглядно демонстрируют показатели неизменного лидера - Snickers. Если в 2013 году этот бренд имел 349 упоминаний, то в 2016 году лишь 256.

Число упоминаний бренда Snickers в качестве любимого 

Источник: Online Market Intelligence (OMI), проект «Любимые бренды россиян».
Тенденции такого рода не универсальны, но встречаются. Например, аналогичный падающий тренд можно заметить в уже упоминавшейся выше категории «Бытовая химия».   
Число респондентов, упомянувших в качестве любимого хотя бы один бренд
Категория
2013
2014
2015
2016
Шоколадные батончики
778
757
661
632
Бытовая химия
744
750
662
597
Источник: Online Market Intelligence (OMI), проект «Любимые бренды россиян».

Растущее «безразличие» к брендам может отражать изменение потребительского поведения россиян. На фоне падающих доходов населения маркетологи все чаще стараются привлечь внимание покупателей всевозможными маркетинговыми акциями. И вот результат: люди привыкают к скидкам и начинают искать «желтый ценник», а не любимый бренд. 



« Назад

Версия для печати