Блог
23 августа 2017
BIC: попробовать все

BIC: попробовать все

 Компания BIC улучшает свои позиции в рейтинге категории «Товары для бритья» проекта «Любимые бренды россиян». Если в 2014 году она замыкала первую десятку, то к 2016 году последовательно добралась до пятого места.

TOP-10 брендов в категории «Товары для бритья»   
Источник: Online Market Intelligence (OMI), проект «Любимые бренды россиян»
 
Бизнес-модель компании BIC отличается от большинства конкурентов, например, бессменного лидера рейтинга – Gillette тем, что она (BIC) не предлагает клиентам товары «длительного пользования». Как раз наоборот. Исторически, продукция BIC всегда «брала» не только качеством (это само собой), сколько лояльными ценами – ведь ее продукция позиционировалась, как одноразовая. Причем,к товарам для бритья компания пришла далеко не сразу. Вот как это было.
История BIC началась в 1944 году. Тогда Байрон Марсель Бик (Baron Marcel Bich) и Эдуард Буффард купили разрушенную фабрику неподалеку от Парижа и организовали производство деталей для пишущих инструментов. Интересно, что как шариковые, так и перьевые ручки в то время не были особенно популярными. Время было военное и люди не могли себе позволить покупать дорогие вещи. Качественные перьевые ручки стоили огромных денег, а дешевые отбивали любое желание ими пользоваться – они подтекали и оставляли кляксы. У недавно изобретенной шариковой ручки были практически такие же достоинства и недостатки. Однако, последняя была все-таки вновинку и Бик решил сделать ее качественнее и дешевле. 
 
На фото: основатель BIC Марсель Бик
 
За основу он взял шариковую ручку, которую изобрел венгр Ласло Биро еще в тридцатые годы. В 1938 году Биро был вынужден имигрировать в Аргентину, спасаясь от нацистов. На новой родине его изобретение пришлось ко двору, причем, в буквальном смысле. Тогдашний президент Аргентины высоко оценил это изобретение и даже способствовал организации серийного производства в 1943 году. Но… У этих ручек были все недостатки, которые мы упомянули выше. Чуть позже Ласло Биро решил продать права на свое изобретение и одним из покупателей стал Марсель Бик. Однако как появилась идея именно одноразовой ручки?
 
На фото: изобретатель шариковой ручки Ласло Биро
 
В молодости Бик много путешествовал вместе с отцом, и огромный скарб сильно его утомлял. Считается, что именно тогда ему пришла в голову идея делать вещи одноразовыми, чтобы их не надо было всюду за собой таскать, а просто покупать на новом месте новые. Так это или нет, мы не знаем, однако себестоимость ручки (не забывая про качество) необходимо было снижать. Для этого пришлось отказаться от металлической основы, что в то время было трендом, и заменить ее пластмассой. Таким образом, стоимость снижалась практически до цены стержня. 
 
На фото: реклама ручки Биро
 
Разработка новой ручки продолжалась около пяти лет, а в Швейцарии по заказу Бика шли работы по созданию уменьшенного шарика. Первый образец был готов в 1950 году. Эта модель, ставшая впоследствии культовой, была сделана из пластика, не протекала и по дизайну напоминала прозрачный карандаш. Цена Bic Cristal (такое было название) равнялась всего 19 центам. Для сравнения – ручка Ласло Биро стоила порядка двух долларов. Интересно, что заниматься продажами Марсель Бик поначалу не собирался. Он предложил свою идею шести фирмам, которым поставлял стержни. Причем, за свое изобретение он даже не просил гонорар, а лишь предлагал внедрить его идею за авторские отчисления. Однако, рисковать никто не захотел, и Бик стал производить свое изобретение сам. 
 
На фото: логотип BIC на гонках Тур де Франс, 1952
 
На фото: модель Bic Cristal
 
Через три года было налажено серийное производство, появилась и первая прибыль. Спустя всего пару лет продукция Bic продавалась почти во всех странах Западной Европы. Дальше ручки Bic Cristal появились в Южной Америке и даже в Африке. Но на рынок США удалось прийти лишь в 1958 году, да и закрепиться на нем удалось далеко не сразу. Интересно, что бороться за за место под солнцем Марселю Бику пришлось с компанией, принадлежащей Gillette. Gillette PaperMate (так называлась компания) производила более дорогие шариковые ручки. Было решено запустить телерекламу, где рассказывалось, что дешевая ручка Bic по качеству ничем не уступает в несколько раз более дорогой продукции конкурентов. Усилия оправдались успехом: к 1967 году компания стала продавать более 500 млн ручек ежегодно, захватив около 60% рынка. 
 
На фото: рисунок, ставший частью логотипа, 1961 год
 
Соревноваться с Gillette Марселю Бику придется в будущем не раз. В 1971 году он покупает французскую компанию Flaminaire по производству зажигалок. Кстати, именно эта компания создала первую в истории газовую зажигалку. После покупки начинается разработка одноразовой зажигалки, но на рынок удастся выйти лишь в 1973 году. Gillette представила новую  одноразовую зажигалку Cricket годом ранее и моментально захватила рынок. Однако, Бик вновь решил воспользоваться проверенным приемом и запустил агрессивную телерекламу. Оригинальную кампанию под названием «Flick my BIC» разработали Адам Ханфт и Дон Слейтер. В рекламе говорилось о том, что зажигалки часто теряются, поэтому нет смысла покупать их задорого. Но самое главное, сама фраза Flick my BIC (в переводе – щелкни мой BIC) была довольно двусмысленной и быстро «пошла в народ», стала мемом, как сказали бы мы сегодня. Само собой, продажи зажигалок выросли. Не в последнюю очередь из-за ценовой борьбы, в 1985 году Gillette пришлось уйти с этого рынка.  
 
 
На видео: реклама Flick my BIC
 
В 1975 году BIC снова бросил вызов Gillette.  На этот раз Марсель Бик представил на рынке одноразовую бритву. Конкуренты в долгу не остались и через год выпустили похожую модель. Однако, успех оказался временным. Дело в том, что Gillette специализировалась на этом рынке (товаров для бритья) и выпускала много разных бритв. Продажи одноразовых бритв мешали другим продуктам. Это привело к сравнительно небольшому производству и рекламе. Стать лидером среди товаров для бриться в целом в США BIC не удалось, однако, в сегменте одноразовых бритв «вес был взят».  
 
На фото: первая одноразовая бритва BIC, 1975 год 
 
В дальнейшем Марсель Бик предпринимал немало попыток «освоить» и другие рынки, предложив некий дешевый одноразовый аналог. С 1979 года началось производство товаров для виндсерфинга, а в 1988 году появляется бренд духов BIC Parfum. В новом веке компания даже пыталась выйти на рынок мобильной связи, представив аппарат BIC Phone. Идеи как правило «работали», но уже не так. В итоге самыми успешными проектами BIC на сегодняшний день по-прежнему остаются зажигалки, ручки и бритвы. 
 
 
На видео: история BIC (анг)


« Назад

Версия для печати